Rambler's Top100 Подводная лодка М-95. Тип "М" XII серии

М-95

Тип «М» XII серии




фотография:


Корпус подводной лодки М-95


Корпус ПЛ М-95 типа "М" XII серии на дне Финского залива. Май 2015 года.
Фотография Боровикова И. Экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы".




историческая справка:


1938 год 25 декабря
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград;

1939 год 11 сентября
Спущена на воду;

1939 год 16 октября
Пр возвращении с испытаний (старший - командир 26-го ДнПЛ кап.3р. Юнаков), следуя огражденной частью Морского канала в Ленинград, села на мель. Через 2 часа была снята буксирами;

1939 год 20 ноября
Вступила в строй;

1939 год 12 декабря
Зачислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ. Вступила в кампанию. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1939 год 21 - 23 декабря
Осуществила переход в составе дивизиона из Кронштадта в Палдиски для окончательной отработки экипажей и несения службы на позициях. Утром 22.12 из-за шторма встала на якорь в Лужской губе. В 14.00 22.12 продолжила переход в Палдиски. Ночью 22.12 имела столкновение с ПЛ М-97. Повреждения: у ПЛ М-95 помят нос, у ПЛ М-97 - небольшая вмятина 6-го отсека. В 12.30 23.12 прибыла в Палдиски;

1940 год 20 марта
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1940 год март
В составе 26-го ДнПЛ перебазирована на ВМБ Ханко;

1941 год 11 февраля
После реорганизации подводных сил КБФ переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год июнь
В начале июня прошла докование. К началу Великой Отечественной войны находилась на Ханко. Числилась во второй линии. В 11.05 22.6 прибыла в Палдиски, затем в Таллин;

1941 год июль
1.7 перешла в Лужскую губу, 18.7 - в Таллин, 19.7 - в Триги, где поступила в распоряжение штаба БОБР;

1941 год 21 июля
Вышла для несения дозора в районе о. Рухну. Вечером при срочном погружении из-за дефекта конструкции клапана газоотвода залило дизель, после чего вернулась в Триги;

1941 год 31 июля - 6 августа
Вышла в район Усть-Двинска. Встреч с кораблями противника не имела. Утром 6.8 вернулась в Куйвасте;

1941 год август - сентябрь
Находилась в Куйвасте до 12.8, неоднократно подвергалась атакам с воздуха (около 40 налетов). 12.8 перешла в Рохукюлу, 13.8 - в Таллин. 28.8 для перехода в Кронштадт включена в отряд прикрытия и 30.8 благополучно прибыла в пункт назначения. 31.8 перешла в Ленинград, 20.9 - в Кронштадт;

1941 год 10 - 19 октября
В 22.00 10.10 вышла в Нарвский залив (позиция №6). Патрулировала с 11.10 по 18.10. За время похода на ПЛ 4 раза выходили из строя кормовые горизонтальные рули и 1 раз перископ, 20 раз лодка задевала корпусом за грунт. Утром 19.10 самостоятельно вернулась в Кронштадт. В тот же день перешла в Ленинград;

1941 год 19 октября - 1942 год 9 июня
Встала для ремонта на заводе №196. 21.11 переведена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ. 15.12 легко повреждена осколками артиллерийского снаряда (осколочные пробоины в надстройке и кормовой части левого борта);

1942 год 9 - 10 июня
Перешла из Ленинграда в Кронштадт в сопровождении БКА №212, на переходе обстреляна противником;

1942 год 11 - 13 июня
В 23.15 11.6 вышла в сопровождении СКА (шел до м-ка Шепелевский) и в 16.00 12.6 прибыла к о. Лавенсари. В 05.15 13.6 вышла в район западнее о. Гогланд. В 15.05 13.6 произвела торпедную атаку остова советского ТР "Шауляй", находившегося на камнях у о. Гогланд. Вечером 13.6 возвратилась к о. Лавенсари;

1942 год 14 - 15 июня
В 23.43 14.6 вышла на позицию на Западном гогландском плесе. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения "Рукаярви" утром 15.6 в 4-х милях северо-восточнее Южногогландского м-ка (взрыв был замечен советскими и финскими постами СНиС, а в течении 16.6 по появившемуся на поверхности масляному пятну произвели бомбометание самолеты финских ВВС), а также отказ техники или ошибка личного состава. На ПЛ погибло 20 человек;

1989 год
При совместных работах с гидрографической службой Ленинградской ВМБ одним их первых аналоговых гидролокаторов восточнее о.Гогланд на глубине 42 метра была обнаружена цель, имевшая узкий корпус длинной около 30 метров и характерное возвышение, похожее на рубку. Предположительно она была определена как разрушенный корпус подводной лодки;

1993 год
Съемка в этом районе с помощью локатора ГБО-100 подтвердила наличие цели. Однако низкие характеристики аппаратуры затрудняли идентификацию объекта;

2004 год
В рамках работ по поиску подводных лодок, погибших в Великой отечественной войне, была проведена съемка объекта современным гидролокатором бокового обзора с рабочей частотой 500 кГц, было получено изображение удовлетворительного качества, которое было предварительно идентифицировано как корпус подводной лодки типа «М» с оторванным носом. Изучение архивных материалов позволило предположить, что это может быть подводная лодка М-95. Из-за того, что район осенью 2004 года был закрыт ВМФ для плавания, водолазное обследование найденного объекта проведено не было;

2012 год май
На траурной церемонии на месте гибели ПЛ П-1, члены московского некоммерческого партнерства "Разведывательно-водолазный клуб" заявили, что в ближайших планах клуба - погружения к другим подводным лодкам, погибшим в годы войны на Балтике - С-5, Щ-301, М-95, Л-2;

2015 год май
1 мая началась десятая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы", совместный проект компании "Транснефть" и Русского географического общества к 70-летию Победы. Экспедиция проходила в Финском заливе в районе островов Гогланд и Большой Тютерс. Участники экспедиции обнаружили на дне Финского залива ПЛ М-95, выяснены долгое время остававшиеся неясными обстоятельства гибели субмарины, - сообщил РИА Новости 5 мая руководитель экспедиции Константин Богданов. "Мы обнаружили в Финском заливе, прямо напротив острова Гогланд, место гибели подводной лодки М-95. Ее корпус лежит на глубине примерно 65 метров. В ходе совершенной вчера серии погружений дайверам удалось установить, что лодка погибла от подрыва на мине. Все члены экипажа погибли", — сказал Богданов К. Взрыв, как выяснили участники экспедиции, произошел в носовой части ПЛ. Находившаяся в подводном положении ПЛ сумела "проползти" несколько десятков метров и легла на грунт. После этого район, где она находилась, бомбил противник. "Рубочный люк закрыт. Кормовой люк приоткрыт, но придавлен согнутым леером — скорее всего, члены экипажа, оставшиеся в кормовых отсеках, пытались выйти, но не смогли его открыть. По итогам экспедиции будет составлен отчет, который мы передадим в Минобороны для того, чтобы эта точка была учтена в списке погибших лодок. Думаю, ее объявят братской могилой", — рассказал Богданов". 6 мая в ходе церемонии увековечения памяти погибших моряков на корпус ПЛ были установлены памятная табличка с именами 20 членов экипажа, а также венок. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, отслужил панихиду над местом гибели лодки. Были отданы воинские почести.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 06.1942.



командиры:


1. Иванов В.Н. (16.07.1939-28.02.1940)
2. Нечаев Н.П. (29.10.1939-27.02.1940 ИД, 28.02.1940-07.12.1940)
3. Федоров Л.П. (07.12.1940-06.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
12. Информация с сайтов новостных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018